Самостоятельно найти и прочитать, подготовить сообщение, подобрать материал к докладу, найти информацию… Такие домашние задания не редки уже в первом-втором классе. И почему-то именно они вызывают больше всего недовольства.
«И зачем вообще это делать ?» — спрашивают себя родители, поздним вечером лихорадочно плутая в поисковой системе Гугл или Яндекс.
В сам.ом деле, что это за задание, зачем его выполнять и стоит ли выполнять его вм.есто ребенка.
Обилие школьных заданий, связанных с самостоятельным поиском информации, продиктовано не модой и не ленью учителя. Напротив, транслировать детям проверенную, точную информацию куда проще, чем систематизировать отрывочные результаты детских изысканий.
Внимание к самостоятельному поиску информации продиктовано новым ФГОС (Федеральный Государственный Стандарт).
Как справедливо записано в этом важном документе, сейчас мы выше всего ценим «метапредмет- ные результаты обучения», «освоенные обучающимися универсальные учебные действия». Иными словами, ключи, составляющие основу умения учиться.
Цитата: «Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать. использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета».
В данное понятие входит в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, анализировать цифровые изображения, звуки, а также соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.
Иными словами, школьники обязаны научиться самостоятельно искать, отбирать, анализировать и подавать информацию. Почему бы и нет? Ведь, не умея искать информацию, невозможно хоть что-то изучить. А уж работать — тем более не получится.
Да, ребенку необходимо освоить навыки самостоятельного поиска и отбора информации. Но почему выполнение очередного «полезного» задания часто заканчивается ночными бдениями в Интернете всей семьей, скандалами? Иногда шишки летят и в сторону учителя.
По итогам бесед с родителями школьников мы выявили три основные болевые точки.
Дефицит времени: задания на поиск информации всегда выполняются в условиях цейтнота, когда завтра утром уже нужно сдавать работу. Дело в том, что малыши вспоминают об этих заданиях в последний момент: письменно не задавали — остальное легкотня! Пять минут, и готово.
Не тут-то было: даже если ты уже годами самостоятельно путешествуешь по Интернету, искомые сведения не всегда подаются на блюдечке. А уж новичку придется не один час потратить, чтобы найти нужное. В итоге ребенок начи нает паниковать, прибегает за помощью к старшим. Вот вам и бессонная ночь для мамы с папой.
Рецепт. Объясните малышу, что поиск данных — дело долгое. Минимум три «подхода к штанге»: сначала много всего найти, потом отобрать самое нужное, затем проверить найденную информацию. И все это равно времени!
Море по колено: малыш не предполагает, что задание потребует каких-то особых умений. Чего там уметь? Вбил нужные слова в строчку и жми себе на ссылки. Увы, эффективность такого поиска невелика. Тратишь очень много времени, блуждая по ссылкам методом «тыка», к тому же попадаешь на дублирующие друг друга статьи. И качество информации страдает.
Рецепт. Научите ребенка правильно составлять запрос в поисковой системе. Разумный выбор поисковой фразы, слова, умение выделять кавычками нужные слова, а главное — правильно читать ссылки, понимать принципы работы с ними, не попадать по многу раз на перепечатки одного и того же ресурса — разве не этому мы хотим в конечном итоге научиться?
Наука эта кропотливая, учителю в классе трудно освоить ее с каждым учеником. Поэтому тут помощь родителей особенно важна. Если же дома нет специалистов по поиску информации в Сети, можно сначала маме с папой почитать в Интернете, как правильно составить поисковый запрос. Например, на сайте: http://blog.rabo- taposisteme.ru/kak-pravilno- sostavlyat-poiskovyj-zapros/.
Интернет — это зло: сколько разговоров о том, что самостоятельно блуждать на просторах Интернета детям опасно: тут тебе и буллинг, и развод на деньги, и маньяки в соц.сетях, и всякий сомнительный контент, от банальных страшилок до порнографии. Задания же на поиск информации как раз связаны с самостоятельной работой ребенка в Интернете. Это риск.
Рецепт. Во-первых, можно защитить свою домашнюю сеть от нежелательного контента и поставить «заглушки» на все всплывающие окна и неприятные сайты. Во- вторых, можно объяснить ребенку, куда и почему мы не заходим. Наконец, никто не запрещает искать информацию старым добрым методом: книги, энциклопедии, газеты, журналы, беседа со сведущим родственником или соседом — все это старомодные, но отнюдь не запрещенные методы.
Ведущие специалисты в области информационной эвристики предупреждают: современные поисковые системы очень разумны и гибки, они моментально реагируют на наши запросы. Если постоянно вбивать в поисковик «В школе задали найти», то нужную информацию, точно по школьной программе, ты будешь находить очень быстро, но так и не научишься ориентироваться в информационном поле.
Хотите действительно сделать своего ребенка экспертом поиска? Купите ему большой толковый словарь, запишите его в библиотеку. Эти «дедовские» методы важны не меньше, чем знакомство с «Википедией».
Есть еще одна проблема: в любом возрасте человек склонен искать не то, что нужно, а то, что хочется. Допустим, задано найти примеры мимикрии животных, а поисковик предлагает нам массу смежной информации, от роликов о чихающей панде и спящих котятах до статьи о военном камуфляже.
Какая ссылка привлечет ребенка? Куда заведет его поисковый маршрут? Вопрос не только случая. Здесь все зависит и от ответственности ребенка, и от наличия в семье контроля за выполнением заданий, пользованием Интернетом. И, конечно, от степени доступности информации. Известно же, что запретный плод особенно сладок.
В то же время блуждание по смежным темам — не совсем пустая трата времени, а как раз отличный тренажер того самого желанного умения искать интересующую тебя информацию. Поэтому пресекать на корню такие «прогулки» не стоит. Лучшее, что мы можем сделать: научить закладывать побольше времени на поиск и вовремя напоминать юному диггеру, каким было первоначальное задание. Его выполнить все же надо!
Добавить комментарий