Кыргызская Республика, г. Бишкек, ул. Токомбаева, 31/1

+996 (770) 708870

 

Самостоятельно найти и прочитать, подготовить сообщение, подобрать материал к докладу, найти информацию… Такие до­машние задания не редки уже в первом-втором классе. И почему-то именно они вызывают больше всего недовольства.

«И зачем вообще это делать ?» — спрашивают себя родители, поздним вечером лихорадочно плутая в поисковой системе Гугл или Яндекс.

В сам.ом деле, что это за задание, зачем его выполнять и стоит ли выполнять его вм.есто ребенка.

ЗАЧЕМ?

Обилие школьных заданий, свя­занных с самостоятельным поис­ком информации, продиктовано не модой и не ленью учителя. На­против, транслировать детям про­веренную, точную информацию куда проще, чем систематизиро­вать отрывочные результаты дет­ских изысканий.

Внимание к самостоятельному поиску информации продиктовано новым ФГОС (Федеральный Госу­дарственный Стандарт).

Как справедливо записано в этом важном документе, сейчас мы выше всего ценим «метапредмет- ные результаты обучения», «осво­енные обучающимися универсаль­ные учебные действия». Иными словами, ключи, составляющие основу умения учиться.

Цитата: «Метапредметные ре­зультаты освоения основной обра­зовательной программы начально­го общего образования должны от­ражать. использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникатив­ными и познавательными задача­ми и технологиями учебного предмета».

В данное понятие входит в том числе умение вводить текст с по­мощью клавиатуры, анализиро­вать цифровые изображения, зву­ки, а также соблюдать нормы ин­формационной избирательности, этики и этикета.

Иными словами, школьники обязаны научиться самостоятельно искать, отбирать, анализировать и подавать информацию. Почему бы и нет? Ведь, не умея искать инфор­мацию, невозможно хоть что-то изучить. А уж работать — тем более не получится.

журнал8КАК?

Да, ребенку необходимо освоить навыки самостоятельного поиска и отбора информации. Но почему выполнение очередного «полезно­го» задания часто заканчивается ночными бдениями в Интернете всей семьей, скандалами? Иногда шишки летят и в сторону учителя.

По итогам бесед с родителями школьников мы выявили три основные болевые точки.

Дефицит времени: задания на поиск информации всегда выпол­няются в условиях цейтнота, когда завтра утром уже нужно сдавать работу. Дело в том, что малыши вспоминают об этих заданиях в по­следний момент: письменно не за­давали — остальное легкотня! Пять минут, и готово.

Не тут-то было: даже если ты уже годами самостоятельно путеше­ствуешь по Интернету, искомые сведения не всегда подаются на блюдечке. А уж новичку придется не один час потратить, чтобы най­ти нужное. В итоге ребенок начи­ нает паниковать, прибегает за по­мощью к старшим. Вот вам и бес­сонная ночь для мамы с папой.

Рецепт. Объясните малышу, что поиск данных — дело долгое. Ми­нимум три «подхода к штанге»: сначала много всего найти, потом отобрать самое нужное, затем про­верить найденную информацию. И все это равно времени!

Море по колено: малыш не предполагает, что задание потре­бует каких-то особых умений. Чего там уметь? Вбил нужные слова в строчку и жми себе на ссылки. Увы, эффективность такого поиска невелика. Тратишь очень много времени, блуждая по ссылкам ме­тодом «тыка», к тому же попадаешь на дублирующие друг друга статьи. И качество информации страдает.

Рецепт. Научите ребенка пра­вильно составлять запрос в поис­ковой системе. Разумный выбор поисковой фразы, слова, умение выделять кавычками нужные сло­ва, а главное — правильно читать ссылки, понимать принципы ра­боты с ними, не попадать по мно­гу раз на перепечатки одного и того же ресурса — разве не этому мы хотим в конечном итоге нау­читься?

Наука эта кропотливая, учителю в классе трудно освоить ее с каж­дым учеником. Поэтому тут по­мощь родителей особенно важна. Если же дома нет специалистов по поиску информации в Сети, мож­но сначала маме с папой почитать в Интернете, как правильно соста­вить поисковый запрос. Например, на сайте: http://blog.rabo- taposisteme.ru/kak-pravilno- sostavlyat-poiskovyj-zapros/.

Интернет — это зло: сколько разговоров о том, что самостоя­тельно блуждать на просторах Ин­тернета детям опасно: тут тебе и буллинг, и развод на деньги, и ма­ньяки в соц.сетях, и всякий сомни­тельный контент, от банальных страшилок до порнографии. Зада­ния же на поиск информации как раз связаны с самостоятельной ра­ботой ребенка в Интернете. Это риск.

Рецепт. Во-первых, можно защи­тить свою домашнюю сеть от неже­лательного контента и поставить «заглушки» на все всплывающие окна и неприятные сайты. Во- вторых, можно объяснить ребенку, куда и почему мы не заходим. На­конец, никто не запрещает искать информацию старым добрым ме­тодом: книги, энциклопедии, газе­ты, журналы, беседа со сведущим родственником или соседом — все это старомодные, но отнюдь не за­прещенные методы.

журнал7В ЧЕМ ПОДВОХ?

Ведущие специалисты в области информационной эвристики пред­упреждают: современные поиско­вые системы очень разумны и гиб­ки, они моментально реагируют на наши запросы. Если постоянно вбивать в поисковик «В школе за­дали найти», то нужную информа­цию, точно по школьной програм­ме, ты будешь находить очень бы­стро, но так и не научишься ориен­тироваться в информационном поле.

Хотите действительно сделать своего ребенка экспертом поиска? Купите ему большой толковый сло­варь, запишите его в библиотеку. Эти «дедовские» методы важны не меньше, чем знакомство с «Вики­педией».

Есть еще одна проблема: в лю­бом возрасте человек склонен ис­кать не то, что нужно, а то, что хо­чется. Допустим, задано найти примеры мимикрии животных, а поисковик предлагает нам массу смежной информации, от роли­ков о чихающей панде и спящих котятах до статьи о военном ка­муфляже.

Какая ссылка привлечет ребен­ка? Куда заведет его поисковый маршрут? Вопрос не только случая. Здесь все зависит и от ответствен­ности ребенка, и от наличия в се­мье контроля за выполнением за­даний, пользованием Интернетом. И, конечно, от степени доступно­сти информации. Известно же, что запретный плод особенно сла­док.

В то же время блуждание по смежным темам — не совсем пу­стая трата времени, а как раз от­личный тренажер того самого же­ланного умения искать интересу­ющую тебя информацию. Поэтому пресекать на корню такие «про­гулки» не стоит. Лучшее, что мы можем сделать: научить заклады­вать побольше времени на поиск и вовремя напоминать юному диггеру, каким было первоначаль­ное задание. Его выполнить все же надо!

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *