НОВЫЙ ЖУРНАЛ ИЗДАТЕЛЬСКОГО ДОМА «ПЕРВОЕ СЕНТЯБРЯ»
В этом журнале мы говорим с родителями о школе
Простым, доступным языком, профессионально и уважительно рассказываем об образовании в целом, о том, какая сложная и тонкая структура — школа, о том, как лучше понимать детей, как помочь им учиться.
ИЗ ЧЕГО СОСТОИТ ДЕСЯТОК
Если состав числа до десяти и состав десятка вызывает затруднения, то есть ребенок к концу первого класса, то и дело возвращается к счету на пальцах или прибавляет — вычитает по одному на линейке, проблем в дальнейшем не миновать. Малыш должен твердо знать, что десять состоит из одного и девяти, двух и восьми, трех и семи… Точно так же уверенно нужно уметь раскладывать любое число (например, шесть — на два и четыре, три и три…). Не пожалейте времени на достижение устойчивого результата. Тогда ребенку легко будут даваться следующие трудные темы: переход через десяток, сложение и вычитание двузначных чисел. Попробуйте-ка из 44 вычесть 27, если внутри десятка, считаете неуверенно!
Предложите ему называть пару к числу, дополняя до десятка: пять- пять, девять-один, шесть-четыре. Но это в том случае, если ребенок уже более или менее помнит пары, нужно только закрепить навык. Тогда можно наращивать скорость ответов, посоревноваться, к примеру, с бабушкой.
Если же ребенок все еще загибает пальчики, не мешайте ему и не торопите. Тем более, когда в школе давно ушли вперед и стыдят за счет на пальцах. Если ребенку нужно каждый раз досчитать до десяти, пусть считает. Разрешайте дома считать так, как удобно. Но запланируйте себе регулярные игры и упражнения, чтобы натренировать навык. Некоторым детям проще использовать палочки или линейку. Но для большей привлекательности процесса можно сделать простые игрушки-пособия. В узком пакете или футляре прорезать на одной стороне по вертикали десять кружков и вставить внутрь цветную полоску бумаги, чтобы она свободно двигалась и выделяла в десятке несколько цветных кружков. Ребенок легко продвинет полоску на то число кружков, которое вы назвали (два, например, окрасились в цвет вкладыша), а остаток сосчитает и назовет ответ.
Или смастерите (лучше вместе с ребенком) пособие, которое пригодится при освоении перехода через десяток. В полоске чего-нибудь объемного (пенопласта, соленого теста для лепки) сделайте десять лунок. Можно купить готовую ячейку с углублениями. Найдите два десятка подходящих по размеру бусин. Причем один десяток одного цвета, другой — другого. При счете в пределах десятка этим пособием можно пользоваться как предыдущим, выкладывая бусинки и считая оставшиеся лунки.
А при переходе через десяток вы наглядно объясните то, что с таким трудом дается детям в этом возрасте. Принцип перехода (например, 9 + 3) в том, что мы от второго числа сначала «отделяем кусочек», дополняя первое число до десятка, а потом к десятку прибавляем остаток. В нашем случае мы сначала положим в углубления 9 красных бусин. К ним нужно прибавить 3 желтых. Мы возьмем 1 из них, чтобы заполнить весь десяток. Теперь к 10 прибавим 2 оставшиеся желтые — это совсем просто.
Эта учебная игрушка хороша и для развития мелкой моторики, и дает возможность наглядно представить алгоритм действия. А если ребенок будет еще и проговаривать: «Выкладываю 9, дополняю до десятка единицей, а 3 состоит из 1 и 2, значит, осталось к десятку прибавить два», — то будут задействованы целых три канала восприятия: зрение, слух, движение. В классе такая работа почти невозможна.
ОХ УЖ ЭТИ ЗАДАЧКИ!
И все же самые большие трудности в начальной школе вызывают задачи. На них в той или иной степени спотыкаются почти все малыши. Причина кроется даже не в вычислениях, а в логических построениях. Ребенок часто не может понять, что от него требуется. И в худшем случае просто начинает перебирать варианты, складывает и вычитает, как попало, наудачу. Это нужно всеми силами предотвращать.
Если задачи из текущих домашних заданий вызывают у ребенка именно такую реакцию, а вы испробовали уже все возможные способы объяснений, не бейтесь до изнеможения, подскажите решение, чтоб было что предъявить завтра в школе. Зато вы освободите время для действительно осмысленной работы, сможете на более простых задачах освоить логику решения. Когда ребенок освоит типовые задачи, он догонит свой класс.
Добавить комментарий