ПОИСКИ СЕБЯ ИЛИ ЧИСТОЕ ЛЕГКОМЫСЛИЕ
И года не прошло, а ваш ребенок заявляет: «Все, я больше не буду ходить в музыкальную школу! Надоело мне это ваше пианино (коньки, мольберт — нужное подчеркнуть)!» Или того хуже — ничего не говорит, зато многозначительно мнется перед каждым занятием, внимательно прислушивается к себе: не болит ли что? Может, удастся сегодня пропустить ? И завтра тоже?..Как быть? Отпустить ребенка на все четыре стороны или заставить его продолжить начатое? Выяснять причину отказа или молча дотерпеть до диплома, итогового концерта, синего пояса? И вообще: почему нас это выводит из себя?
Бывают дети нерешительные, осторожные, с сомнением относящиеся ко всему новому. Какой кружок им ни предложи — поначалу обязательно откажутся. Но стоит уговорить на пару посещений, ребенок втягивается и уже с удовольствием спешит на занятия. С другой стороны, не ломаем ли мы волю человека, настаивая на своем.
Рецепт. Может, пора поговорить с ребенком? Вспомните вместе, как начиналось каждое увлечение: сначала слезы — потом восторг. Глядишь, приступая к очередному новому делу, подросток либо будет меньше сопротивляться (отнесется к родительской настойчивости с пониманием как к необходимому «вдохновляющему пинку»), либо серьезно и вдумчиво обоснует свой отказ, демонстрируя не страх, а осознанное и аргументированное решение.
СЕЗОННАЯ ХАНДРА
Зима, холодно, темно. Сплошные контрольные. И никуда не хочется идти, и делать ничего не хочется. И даже любимое дело уставший ребенок готов забросить. Однако родители понимают: если он поддастся минутной слабости, через месяц пожалеет, что ушел, захочет вернуться к занятиям. Но — могут и не взять обратно. Или последствия окажутся слишком печальными (не возьмут на соревнования, в которых так хотелось победить; главную роль в спектакле отдадут другому). Да и вообще, занятия спортом, искусством, наукой и техникой нужны, кроме всего прочего, для того, чтобы научить ребенка бороться с трудностями. Каждый нынешний музыкант, спортсмен, танцор расскажет вам, как его тащили волоком на теннис, пристегивали карабином к роялю или хореографическому станку. При этом половина вчерашних мучеников сердечно поблагодарит родителей за дальновидность и настойчивость.
Рецепт. Запомним твердо: родительские уговоры, споры, угрозы — это всегда риск. Но и мгновенное согласие с любым решением ребенка — не менее рискованно. Психологи отмечают: нынешние подростки нетерпимы к трудностям, не способны преодолевать сложности. Им проще бросить, чем приложить усилия. Всякий риск должен быть взвешен и осознан. И чем выше уровень опасности (детского сопротивления), тем осторожнее нужно действовать.
ЭФФЕКТ НЕОЖИДАННОСТИ
Порой родители принимают решение ребенка «в штыки» просто потому, что они никак не ожидали такого. У них в сознании живет идеальный образ ребенка, увлеченного спортсмена или художника. А тут вдруг — иная реальность. Живой ребенок, который хочет чего-то другого, не того, о чем мечталось.
Рецепт. Устроив ребенка в хорошую секцию, поставив «на рельсы», рано расслабляться. Мнение ребенка о выбранном занятии, его планы на жизнь стремительно меняются. Общайтесь с детьми! Ин тересуйтесь, как проходят занятия, каковы успехи, проблемы, планы на будущее.
ТРУДЫ НАСМАРКУ
Чтобы ребенок начал заниматься в каком-нибудь кружке, родителям приходится потратить немало сил, времени и средств: найти кружок, записать туда чадо, сходить на родительское собрание, обеспечить ребенка необходимым инвентарем. К тому же сейчас ребенок не ходит на занятия — его «отвозят», «отводят».
И вот, только мы успели приспособиться к расписанию, подружиться с педагогом, привыкнуть к новой сумке для коньков или эскизов, ребенок сообщает: все, мне надоело. Ну как тут не рассердиться?
Рецепт. Если вместо одного кружка ребенок планирует посещать другой, а сил на решение орг- вопросов у вас уже нет, назначьте его ответственным за переход! Пусть сам составит новое расписание, список необходимых покупок, посмотрит цены в Интернете. В качестве радикальной меры можно, к примеру, предложить «разбить» личную копилку, чтобы купить хоккейную клюшку — семейный бюджет не резиновый!
Если же ребенок уходит из своей секции «в никуда», возьмите небольшую паузу. Освободившееся время и вы, и ваш «дезертир» потратите на давно отложенные дела, заодно пообщаетесь.
И ВОТ ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНЬЕ
Еще несколько лет назад ребенку можно было никуда не ходить, кроме школы, и это не считалось чем-то постыдным. Теперь мы с трудом найдем школьника, который не занимается ни в каких кружках. Родители считают своим долгом записать детей на два-три дополнительных занятия — как минимум. Иначе окружающие поставят под сомнение их заинтересованность в развитии ребенка. Поэтому желание ребенка уйти с дополнительных занятий мы часто расцениваем как угрозу собственному имиджу.
Рецепт. Главное — уверенность в своих поступках. Вспомните, что все эти кружки и секции — для ребенка, а не для «галочки», не для дедушки с бабушкой и не для соседки, у которой дети день и ночь пилят на скрипке или делают растяжки у станка. Общественное мнение — это хорошо, но у нас свой путь.
«ОБИДНО, ВАНЬ»
Да-да, не удивляйтесь! Для многих родителей желание ребенка бросить дополнительные занятия — как отказ от драгоценного подарка. Девочка не хочет быть балериной — значит, не ценит нашей заботы о ее фигуре, о ее будущем. Так уж мы, родители, устроены: малейший успех ребенка принимаем как собственный, его неудачи — наши печали. И каждое дело, не доведенное ребенком до победного конца (не полученный в музыкальной школе диплом, недо- вязанное кашпо), мы считаем личным поражением.
Рецепт. Постарайтесь отделить детские проблемы от собственных. Мы, родители, как ни крути, просто «приводим к водопою», а «пить» — задача детей. Кроме того, не предсказатели же мы, в конце концов. Кто знает, может быть, ребенок уходит из бокса в театральную студию как раз вовремя, чтобы сохранить приятные впечатления, здоровье и не потерять драгоценного времени?
ВЫВОД: «ПЕДАГОГИКА БРОСАНИЯ»
Уходить ли ребенку из кружка или секции? Универсальных решений нет. Можно надавить, заставить — и дать ребенку возможность стать счастливым человеком. Можно отпустить, разрешить принять самостоятельное решение — и тоже вырастить счастливого человека.
Чтобы не ошибиться, обязательно поговорите с ребенком. Зачем и почему он ходит на занятия? Для высоких достижений? Ради будущей профессии? Для общего развития? Чтобы кое-чему научиться? Для здоровья? Ради удовольствия? Чтобы закалить характер и волю? За компанию? И главное: почему решил бросить?
Родители, как правило, отлично знают, зачем они записали ребенка в кружок. А ребенок, даже если он занимается с удовольствием, не всегда понимает, зачем ему это нужно. В шесть-семь лет еще можно просто слушаться маму с папой, особенно если не слишком сложно и даже интересно. В десять- двенадцать лет нужна мотивация посерьезнее.
Задача родителей — держать руку на пульсе, быть готовыми вовремя усложнить задачу, разбудить в ребенке смелые амбиции — чтобы продолжить начатое или отправиться на поиски новых увлечений.
Свидетельства ОЧЕВИДЦЕВ И УЧАСТНИКОВ
Ксения, мама:
«Ну да, моего сына заставишь! Как упрется, и ни в какую. Так мы бросили уже и плавание, и акробатику (полезные для мальчика занятия!) — не пойду, и все тут. Облюбовал себе какую-то бестолковую школу игры на укулеле (это такая крошечная гитара, смех один!). Умолял нас, прямо до крика: ну пожалуйста, хочу! Вот, ходит уже второй год. Мы привыкаем к мысли, что спортсмена нам не растить.»
Виктор, отец:
«У меня дети большие любители записываться во всякие секции, а к Новому году все бросить и начать искать новых приключений. У меня свои принципы: дети должны обязательно заниматься спортом. Поэтому, если бросаете горные лыжи, начинайте заниматься теннисом. Если надоест теннис — идите на гимнастику. Просиживать без нагрузок я не позволяю. Все остальные «изо-музо» меня мало волнуют: пусть занимаются для общего развития, бросают — на здоровье».
Николай, руководитель литературной студии:
«А кто вам сказал, уважаемые родители, что ребенок не должен бросать начатые занятия? Должен, обязательно! Начинать, делать паузу, уходить, может быть. И возвращаться потом, если соскучился. У меня, например, почти все студийцы — «возвращенцы». Каждый новичок уходит: кто на полгода, а кто и навсегда. Что ж, значит, «не его». Зато кто вернулся, точно знает, что здесь его место, здесь ему нужно быть».
Вера, тренер по художественной гимнастике:
«В сентябре ко мне набиваются в группу по тридцать пять-сорок девочек. К концу года — дай бог, если будут ходить десять человек. В некотором смысле, это естественный отбор: у меня заниматься трудно, я требую отдачи, внимания. Если ребенок пришел ко мне за чем-то другим, кроме художественной гимнастики, он вскоре сам отсеется. Зато те, кто продержались года два, имеют все шансы добиться настоящего успеха. А зачем еще заниматься? Все эти походы «для общего развития» меня просто раздражают. Как можно чего-то ждать от детей, если вы их водите «просто так»?! Могу сказать, я поощряю, когда родители проявляют некоторую жесткость. Все, кто хоть чего-то добился в жизни, все меня поддержат. Каждому нужен человек, который скажет: «Соберись!» Особенно это нужно детям, которые пока не умеют концентрироваться на цели. Я воспитала уже не одну чемпионку. Поверьте, я знаю, что говорю».
Яна, руководитель изостудии:
«Иногда ко мне приводят детей, которые не хотят рисовать. Это сущее наказание — постоянно делать замечания, придумывать всякие уловки. Бывает, конечно, что дети постепенно втягиваются. Но если за несколько месяцев ученик не проникся — значит, родителям стоит умерить свои амбиции и поискать что-нибудь, к чему у ребенка действительно лежит душа».
Александра, бывшая ученица музыкальной школы:
«Когда мама с бабушкой отдали меня, семилетнюю, в музыкальную школу, я вообще не понимала, к чему это и зачем. Но я была позитивным ребенком и не имела ничего против: играть — так играть, петь — так петь. Спустя года два, когда на отработку гамм и арпеджио приходилось тратить уже по полтора часа в день, я стала лениться. Ну не настолько я любила музыку, чтобы каждый день садиться за инструмент! Родные и педагоги относились к моей лени терпимо, но все-таки уговаривали позаниматься — «не оставляй после себя нерешенных задач». Без всякого удовольствия я «допилила» музыкальную школу. Последние два года в музыкалке не были адом: с друзьями общалась, кое- как тарабанила на пианино на троечку. Диплом у меня есть, а вот за инструмент я так ни разу с тех пор и не села — ненавижу».
Ника, бывшая ученица вокальной студии:
«С четырех лет мама отдала меня в вокальную студию, я там пела лет до двенадцати, потом решила бросить. Тогда многие у нас бросили — нагрузка в школе, переходный возраст, мальчики. А мама мне сказала так строго: «Учись! Потом мне же спасибо скажешь». Сколько тут было истерик, слез. Но она как кремень: нет, ты будешь ходить!
Ну так вот, в пятнадцать лет я поступила в музыкальное училище, стала актрисой музыкального театра. Сейчас играю в мюзиклах меня даже на улице узнают. Иногда после спектакля иду домой и думаю: «А мама-то была права!..»»
Елена, бывшая ученица физико-математического кружка:
«Думаю, дети бросают занятия от пресыщения всеми этими дополнительными активностями. Лично у меня было счастливое детство: я сидела дома и была сама себе хозяйка. Играла во что хочу, рисовала, что в голову придет, или просто бездельничала. Ни на какие кружки родители меня не записывали, ждали случая: что прибьется к берегу, то и прибьется.
В третьем классе учительница записала меня в физмат кружок — родители даже не знали, что я чем- то там на продленке занимаюсь. Для меня этот кружок стал отдушиной! Мои одноклассники уже устали от своих секций, а я только вошла во вкус. Так я там и пропадала, потом поступила на физмат МГУ
Не могу сказать, что я что-то потеряла, не занимаясь хореографией или рисованием. Сейчас танцую и рисую примерно так же, как все мои сверстники, которые через слезы и истерики ходили заниматься. Думаю, это удача, что я не разменивалась на мелочи, а погрузилась во что-то одно, что мне действительно было по душе».
Артем, бывший ученик кружка «Умелые руки»:
«Я чем только не занимался в детстве! Слава богу, бабушка соглашалась водить меня на все, чего мне хотелось, и в любое время: бальные танцы, футбол, теннис, клуб юного техника, шахматы, столярная мастерская. Как я сейчас вижу, половину этих секций можно смело выкинуть из моей биографии. Не то что не пригодились — вообще не запомнились! Но кое- чему я все-таки в детстве научился. Дома все чиню сам, полки деревянные, столешницы сколачиваю своими руками. С дочкой занимаюсь танцами — для осанки. Сейчас у меня такая позиция: пока не попробуешь, не поймешь. Значит, надо пробовать!»
Добавить комментарий