Кыргызская Республика, г. Бишкек, ул. Токомбаева, 31/1

+996 (770) 708870

Стандарт УСПЕШНОГО человека

ЧЕМУ МОЖНО НАУЧИТЬСЯ В ШКОЛЕ СВЕРХ ПРОГРАММЫ?

Новый учебный год. Новые серьезные задачи: экзамены, поступление… Мы обсуждаем с детьми, на какие  предметы стоит обратить особое внимание, какие пробелы предстоит ликвидировать. Но это все — сейчас. А что из сегодняшнего пригодится нашим ученикам завтра? Знание формул? Умение расставлять запятые?

Один из авторитетных педагогических сайтов (https://usergeneratededucation.wordpress.com/) опубликовал перечень навыков, которые необходимы человеку, чтобы сдавать на отлично все школьные и вузовские экзамены, а заодно — жизненные. И хорошо бы научиться подобным вещам еще в школе, в безопасной и комфортной обстановке, а не осваивать после, методом мучительных проб и ошибок, долгие годы.

Более того, школа — отличный тренажер для развития жизненно важных способностей.

ОГЛАСИТЕ  ВЕСЬ СПИСОК

Итак, список:

  • умение мечтать и проектировать (Vision);
  • самоконтроль (Self-Regulation);
  • оптимизм, способность не отчаиваться (Hope and Optimism);
  • любопытство, фантазия, иногда говорят — креативность (Curiosity and imagination);
  • инициативность, предприимчивость (Initiative and entrepreneurialism);
  • способность критически мыслить, конструктивно решать возникающие проблемы (Critical thinking and problem solving);
  • умение выражать себя в слове, писать, говорить (Effective oral and written communication);
  • умение сотрудничать, находить единомышленников, убеждать (Collaboration across networks and leading by infl uence);
  • гибкость и умение адаптироваться в разных обстоятельства (Agility and adaptability);
  • стойкость, устойчивость (Grit, Resilience);
  • эмпатия, умение поставить себя на место другого человека, контролировать ситуацию (Empathy and Global Stewardship).

Список, что и говорить, отличный. Что же делать, чтобы ребенок всему этому научился? Про развитие речи, критического мышления и группового взаимодействия уже столько всего написано… Пройдемся по менее очевидным пунктам.

УМЕНИЕ МЕЧТАТЬ

умение мечтать

От мечты до плана действий всего три шага: формулируем конечную цель; намечаем этапы ее достижения; ищем помощников, единомышленников и налаживаем с ними контакты; следим за тем, как день за днем наша мечта воплощается в жизнь.

Самое  сложное — первый  шаг придумать себе цель. Об этом мы наверняка не раз говорили со своими детьми. Цель — это не айфон последней модели, не модное платье, не то, что сделает тебя счастливым на несколько минут. Мечта формулируется, когда ты отвечаешь сам себе на вопросы: чем ты хочешь заниматься, кем ты хочешь быть, чем ты можешь быть полезен этому миру?

Предложите подростку описать свою жизнь лет через десять. Чем наполнен его день, обычный, счастливый день будущего? Какими делами, событиями? Можно слова подобрать,  можно из ярких картинок слепить коллаж. Запечатайте  мечту в красивый конверт, спрячьте в семейный архив. Через  десять лет вдруг вспомнится?

Но самое главное — время от времени спрашивать: сделал ли ты сегодня (на этой неделе) хотя бы крошечное усилие по превращению мечты в реальность. Что тебе кажется главным препятствием на пути? Какие пути решения проблемы ты видишь?

СТОЙКОСТЬ

Это  полезное качество поддается тренировке. И учеба — отличный  тренажер. Корпишь  над учебниками, решаешь вереницы примеров — и раз  за разом убеждаешься в очевидной  истине: чем больше усилий приложишь, тем большего достигнешь, тем шире станет спектр твоих возможностей.

Чем  еще полезна школа в качестве  тренажера стойкости? Она  ставит перед учениками задачи, которые  сегодня им совершенно не интересны.  Но —  решить  их необходимо для реализации  далеких планов, для осуществления завтрашней  мечты. Признаемся  честно, так бывает не  только в школе.

Каждый  день подросток может выделять время  на выполнение чего-то «скучного», но важного. Как  витамин для укрепления силы воли,  способности концентрироваться и не  замечать соблазнов. Лучший  способ развития стойкости — работа над долгосрочными  проектами. Школа  не всегда предлагает подростку подобное испытание.  Учитель обычно дает задание на  неделю, максимум — на  месяц.

Значит,  вы можете сами придумать далекую  цель, ради которой потребуются недели  усилий. Не  обязательно чрезмерных. Просто важно уметь в течение долгого  времени удерживать в памяти  направление движения, время от времени  делать необходимые шаги. Заодно — успеть понять,  что ради некоторых желаний ты  готов трудиться полгода, а ради  некоторых — нет. Это  понимание поможет не обмануться  с глобальными  планами и мечтами.

ОПТИМИЗМ, СПОСОБНОСТЬ НЕ ОТЧАИВАТЬСЯ

другой-вид-ситуации

Оптимизм — не  просто вопли:  все будет  хорошо. Это  способность большую мечту разделить на  несколько маленьких конкретных задач и двигаться  от одной победы к следующей.  Шаг за шагом, как говорят  англичане.

Оптимизм  — это способность видеть запасные  пути. К  желанной цели ведут разные  дороги. И нужно  учиться строить разные маршруты. Не  всегда кратчайший окажется самым  успешным. Почаще  задавайте подростку вопрос: а как  добиться того же, но по — другому? А  что ты сделаешь, если вот  так не получится? Какие  у  тебя еще есть варианты?

И,  наконец, для поддержания бодрости духа  полезно как можно чаще  рассказывать о своих успехах. Если подросток (из-за  низкой самооценки) не запоминает собственные победы или стесняется их вспоминать публично,  возьмите эту миссию на себя. В семейном  или дружеском кругу порадуйтесь тому, как  ваш ребенок сумел справиться с  той или иной проблемой. Как  он придумал, сосредоточился, напряг все силы, сообразил… Не обязательно  каждый раз уточнять, что  победитель — порой одновременно автор  сложившейся трудной ситуации. Какая  разница? Главное — он победил. Значит,  может! И,  конечно, истории чужих побед, особенно одержанных в юном  возрасте, тоже полезно коллекционировать, пересказывать, обсуждать. Пусть  ваш ребенок живет в мире  победителей, а не вечных неудачников.

ЭМПАТИЯ

эмпатия

В последнее время это важное умение — поставить себя на место другого человека — все более востребовано. Причем не только в личном общении, но и на производстве. Оказывается, без способности понять чувства, намерения партнера не наладишь ни личные отношения, ни командное взаимодействие, деловое сотрудничество. К счастью, как любые умения, эмпатию можно развивать. Прежде всего, поощряя в детях любопытство, интерес ко всему непохожему, незнакомому. В том числе — к незнакомым людям. Да, с раннего детства мы учили малышей не разговаривать с незнакомцами на улице. Но, как часто бывает с правилами, существуют исключения. В дороге, в очереди можно не только слушать музыку и копаться в телефоне — полезно бывает поболтать с человеком, оказавшимся по соседству. Возможно, вы никогда больше не встретитесь. Несколько минут разговора — шанс прикоснуться к другому миру, чужой жизни. Ваш подросток способен завести такую беседу? А вы сами?

Кстати, сентябрь — время появления в классе, в школе новых учеников, учителей. Они всем чужие, непонятные. Отличная возможность проявить законное любопытство. Второе важное условие для развития эмпатии — готовность не доверять общепризнанным истинам, которые, на поверку, часто оказываются предрассудками. Парень с татуировкой и развитой мускулатурой не обязательно бандит, а хилый очкарик не всегда отличник. У преподавателя громкий голос? Это еще не признак свирепости. Не стесняйтесь рассказывать ребенку, как порой ошибались в людях, доверившись случайным признакам, как менялось ваше мнение о человеке по мере того, как вы узнавали его ближе. Выслушать ответное признание подростка будет особенно интересно. Наконец, важно научить ребенка внимательно слушать собеседника, воспринимать не только основную информацию, но и детали, интонацию, эмоции. Неотъемлемое свойство внимательного слушателя — способность искренне отреагировать на сказанное. Покажем на личном примере, как это делается. Благо подростки обожают рассказывать о своих переживаниях и очень нуждаются в понимающих собеседниках. Один из способов проверки уровня развития эмпатии — способность подростка организовать что-нибудь коллективное и добровольное. Вроде модного нынче флэшмоба. Тут, если не поймаешь волну настроения,  ничего не выйдет.

И еще, Психологи  уже давно установили: подростки, склонные прощать себе отдельные неудачи и ошибки,  вместо того чтобы подолгу  мучиться чувством вины, легче достигают  поставленной цели. Чувство  вины, переживания по поводу собственных  слабостей и недостатков — не  лучшие помощники на пути. Наверное,  и родителям  не стоит провоцировать в ребенке подобные эмоции.

САМОКОНТРОЛЬ

самоконтроль

Советы по развитию навыков самоконтроля у ребенка родители получают постоянно. Не пора ли оценить результат?

Предложите подростку ответить на несколько вопросов. Количество «плюсиков» («да»; «скорее да, чем нет») — достигнутый на сегодня уровень владения собой; «минусики» («нет»; «скорее нет, чем да») — то, над чем предстоит работать. Причем обозначатся вполне конкретные проблемы.

— Могу ли я заметить, что с меня достаточно на сегодня сладостей, еды?..

— Если мне грустно, знаю ли я, чем заняться, чтобы поднять себе настроение?

— Если что-то пошло не по плану, могу ли я предпринять что-то, чтобы достичь поставленной цели, пусть и другим способом?

— Могу ли я продолжать заниматься, если друзья уже отдыхают?

— Если мне скучно чем-то заниматься, я брошу это дело или все же закончу?

— Затеваю ли я большие проекты, планирую ли надолго?

— Могу ли я нормально работать, если вокруг не очень приятные мне люди?

— Могу ли я взяться за новую работу, даже если уже устал(а)?

— Контролирую ли я ситуацию даже когда нервничаю?

— Сохраняю ли я спокойствие, если что-то пошло не так?

— Продолжаю ли я работать на главные цели, если меня отвлекают мелкие проблемы?

— Помню ли я о делах в разгар веселья?

— На скучном уроке я все же слушаю учителя?

— Если у меня серьезная проблема, могу ли я спокойно об этом поговорить, без лишних эмоций?

— Могу ли я сосредоточиться на уроке, если в классе все болтают?

— Могу ли я отказаться делать то, что считаю неправильным?

Кстати, если на все вопросы ребенок ответил «да», либо он супер — герой, либо описывает мечту (свою, вашу?) вместо реальности. Почему? Не доверяет? Боится? Но это уже тема другого разговора.

 

 

 

Comments are closed.