TITLE

DESCRIPTION

Родителям о школе

НОВЫЙ ЖУРНАЛ ИЗДАТЕЛЬСКОГО ДОМА «ПЕРВОЕ СЕНТЯБРЯ»

В этом журнале мы говорим с родителями о школе

Простым, доступным языком, профессионально и уважительно рассказываем об образовании в целом, о том, какая сложная и тонкая структура — школа, о том, как лучше понимать детей, как помочь им учиться.

СВОЕВРЕМЕННАЯ Помощь

СЧИТАЕМ И ПИШЕМ С УДОВОЛЬСТВИЕМ

ИЗ ЧЕГО СОСТОИТ ДЕСЯТОК

Если состав числа до десяти и  состав десятка вызывает затрудне­ния, то есть ребенок к концу пер­вого класса, то и дело возвращает­ся к счету на пальцах или прибавляет — вычитает по одному на ли­нейке, проблем в дальнейшем не миновать. Малыш должен твердо знать, что десять состоит из одного и девяти, двух и восьми, трех и семи… Точно так же уверенно нуж­но уметь раскладывать любое чис­ло (например, шесть — на два и четыре, три и три…). Не пожалейте времени на достижение устойчи­вого результата. Тогда ребенку лег­ко будут даваться следующие труд­ные темы: переход через десяток, сложение и вычитание двузначных чисел. Попробуйте-ка из 44 вы­честь 27, если внутри десятка, счи­таете неуверенно!

Предложите ему называть пару к числу, дополняя до десятка: пять- пять, девять-один, шесть-четыре. Но это в том случае, если ребенок уже более или менее помнит пары, нужно только закрепить навык. Тогда можно наращивать скорость ответов, посоревноваться, к при­меру, с бабушкой.

Если же ребенок все еще загиба­ет пальчики, не мешайте ему и не торопите. Тем более, когда в школе давно ушли вперед и стыдят за счет на пальцах. Если ребенку нуж­но каждый раз досчитать до деся­ти, пусть считает. Разрешайте дома считать так, как удобно. Но запла­нируйте себе регулярные игры и упражнения, чтобы натренировать навык. Некоторым детям проще исполь­зовать палочки или линейку. Но для большей привлекательности процесса можно сделать простые игрушки-пособия. В узком пакете или футляре прорезать на одной стороне по вертикали десять круж­ков и вставить внутрь цветную по­лоску бумаги, чтобы она свободно двигалась и выделяла в десятке несколько цветных кружков. Ребе­нок легко продвинет полоску на то число кружков, которое вы назва­ли (два, например, окрасились в цвет вкладыша), а остаток сосчи­тает и назовет ответ.

журнал1

Или смастерите (лучше вместе с ребенком) пособие, которое при­годится при освоении перехода че­рез десяток. В полоске чего-нибудь объемного (пенопласта, соленого теста для лепки) сделайте десять лунок. Можно купить готовую ячейку с углублениями. Найдите два десятка подходящих по размеру бусин. Причем один десяток одного цвета, другой — другого. При счете в пределах десятка этим пособием можно пользоваться как предыдущим, выкладывая бусинки и считая оставшиеся лунки.

А при переходе через десяток вы наглядно объясните то, что с таким трудом дается детям в этом возрасте. Принцип перехода (например, 9 + 3) в том, что мы от второго числа сначала «отделяем кусочек», дополняя первое число до десятка, а потом к десятку прибавляем остаток. В нашем случае мы сначала положим в углубления 9 красных бусин. К ним нужно прибавить 3 желтых. Мы возьмем 1 из них, чтобы заполнить весь десяток. Теперь к 10 прибавим 2 оставшиеся желтые — это совсем просто.

Эта учебная игрушка хороша и для развития мелкой моторики, и дает возможность наглядно пред­ставить алгоритм действия. А если ребенок будет еще и проговари­вать: «Выкладываю 9, дополняю до десятка единицей, а 3 состоит из 1 и 2, значит, осталось к десятку при­бавить два», — то будут задейство­ваны целых три канала восприя­тия: зрение, слух, движение. В классе такая работа почти невоз­можна.

ОХ УЖ ЭТИ ЗАДАЧКИ!

И все же самые большие трудно­сти в начальной школе вызывают за­дачи. На них в той или иной степени спотыкаются почти все малыши. Причина кроется даже не в вычис­лениях, а в логических построениях. Ребенок часто не может понять, что от него требуется. И в худшем случае просто начинает перебирать вари­анты, складывает и вычитает, как по­пало, наудачу. Это нужно всеми си­лами предотвращать.

Если задачи из текущих домашних заданий вызывают у ребенка именно такую реакцию, а вы ис­пробовали уже все возможные способы объяснений, не бейтесь до изнеможения, подскажите ре­шение, чтоб было что предъявить завтра в школе. Зато вы освободи­те время для действительно осмыс­ленной работы, сможете на более простых задачах освоить логику решения. Когда ребенок освоит ти­повые задачи, он догонит свой класс.